ТОП-10 фильмов Пола Верховена

06.09.2016 в 02:54

В сентябре на российские экраны выйдет новый фильм знаменитого голландца Пола Верховена, не так уж часто радующего зрителей в последние годы (с 2000 по 2006 годы режиссер снял всего два фильма и замолчал на десять лет). «Она» - триллер о состоятельной парижанке Мишель (Изабель Юппер), подвергшейся избиению и изнасилованию в собственном доме и теперь видящей насильника в каждом встреченном мужчине.

Мишель начинает поиски нападавшего, но не за тем, чтобы сдать его полиции, и уж точно, учитывая то, что ее отец был серийным убийцей, не чтобы по головке погладить.

В ожидании российской премьеры предлагаем вспомнить лучшие фильмы режиссера.

1. «Черная книга», 2006

Военный триллер о еврейке немецкого происхождения, присоединившейся к движению Сопротивления, чтобы найти предателя, по вине которого погибла вся ее семья, стал первым, после двадцатилетнего перерыва, фильмом Верховена, снятым в родной Голландии, самым дорогим в истории нидерландского кинематографа и самым, в его же истории, кассовым. Идея фильма родилась у режиссера еще во время написания сценария фильма «Солдаты королевы». История с Черной книгой могла стать одной из сюжетных линий «Солдат», но Верховен решил, что она достойна отдельного фильма. Критики и зрители приняли фильм более чем благосклонно, а для Кэрис ван Хаутен, исполнившей роль Рахиль Штайн, «Черная книга» стала мощным карьерным толчком.

2. «Солдаты королевы», 1977

Военно-приключенческая драма о четырех друзьях, которых Вторая мировая война заставила то сражаться бок о бок, то друг против друга получил приз ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за лучший фильм на иностранном языке. Как и в случае с «Черной книгой», фильм стал самым дорогим проектом нидерландского кинематографа на момент выхода и рекордсменом по посещаемости.

3. «Вспомнить все», 1990

Сценарий этого фантастического триллера неприкаянно болтался между киностудиями в поисках продюсера, пока на него не положил глаз «Железный Арни» Шварценеггер. Он так хотел исполнить роль мающегося проблемами с памятью Дугласа Куэйда, что уговорил компанию Carolco выкупить права на фильм, а в режиссерское кресло пригласил Пола Верховена, чей недавний «Робокоп» произвел на него такое сильное впечатление, что он рассматривал его в качестве образца для съемок нового фильма. И не прогадал. «Оскар» за лучшие спецэффекты и двести шестьдесят миллионов прибыли при затраченных шестидесяти пяти – прямое тому доказательство.

4. «Робокоп», 1987

Первый голливудский хит Верховена. Фантастический боевик о полуроботе-получеловеке, борющемся с преступностью в недалеком мрачном будущем, при небольшом (13 млн.) бюджете собрал в прокате почти в пять раз больше, поставив режиссера в топ самых коммерчески перспективных голливудских режиссеров. Что Верховен и доказал, сняв затем «Вспомнить все». «Робокоп» имел такой успех, что стал настоящей франшизой, на счету которой сейчас несколько сиквелов, мультсериалы, ремейк и видеоигры.

5. «Четвертый мужчина», 1983

Интеллектуальная притча, замаскированная под мистико-эротический триллер стала предтечей легендарного «Основного инстинкта». Писатель Герард – алкоголик и гомосексуалист, склонный к впадению в депрессию, знакомится с загадочной и сексуальной вдовой Кристин. Узнав, что все три мужа богатой красавицы окончили свои жизни при странных обстоятельствах, Герард начинает подозревать, что Кристин положила на него глаз с целью сделать четвертым мертвым мужем в своем списке «черной вдовы». Реальность ли это или бред, порожденный проспиртованным мозгом впечатлительного писателя, невозможно понять до финальных титров.

6. «Звездный десант», 1997

Фильм о борьбе землян с полчищами разумных космических жуков, снятый по роману Роберта Хайнлайна, которого обвиняли чуть ли не в фашистских взглядах, получил те же обвинения, хотя позднее стало ясно, что «Звездный десант» носит сатирический и антивоенный характер. Принятый в Америке прохладно, во всем мире фильм получил восторженные отзывы, но свой стомиллионный бюджет перекрыл всего на пару десятков миллионов.

7. «Турецкие наслаждения», 1973

После выхода этой откровенной драмы об эротическом приключении на заднем сиденье легковушки, ставшем началом сильной роковой любви, Пол Верховен проснулся по-настоящему знаменитым. Фильм собрал ошеломляющую кассу в нидерландском прокате, получил номинацию на «Оскара», а Рутгер Хауэр, исполнивший главную роль, стал настоящей кинозвездой.

8. «Основной инстинкт», 1992

Визитная карточка Верховена, фильм, название которого первым всплывает в памяти при упоминании фамилии режиссера. Задавшись целью снять эротический триллер о смертельно опасной писательнице детективов, Верховен пригласил на главную роль тогда еще совсем неизвестную Шарон Стоун, до этого исполнившую у него роль жены-убийцы в «Вспомнить все» и очень впечатлившую его своей работой. Фильм стал самым кассовым в карьере режиссера, а Стоун сделал звездой мирового масштаба.

9. «Плоть+кровь», 1985

Первый англоязычный фильм Верховена. В залитой морями крови средневековой Европе свирепствуют чума и банда головорезов под руководством бывшего наемника Мартина. Взяв в заложницы аристократку Агнес, банда скрывается в захваченном ими замке, где сталкивается со второй европейской напастью и начинает взаперти умирать от чумы. Да и Агнес оказывается не таким уж невинным и безобидным ягненком… Верховен расстарался и снял такой кровавый замес из исторических реалий, разнузданного секса и натуралистичных сцен убийств, что фильм сразу стал культовым. Обидно, но эти же достоинства «помогли» фильму заработать такие жесткие возрастные ограничения, что кассовые сборы оказались ничтожными.

10. «Кити-вертихвостка», 1975

В основу фильма лег автобиографический роман Китти Ниил Дофф, в свое время выдвигавшийся на соискание Гонкуровской и Нобелевской премий. Чтобы выжить, прокормить семью и пробиться в высшее общество, Китти приходится торговать единственным товаром, который у нее есть – своим телом. Не смотря на пикантную тему, не ждите в этом фильме моря обнаженки – Верховен снял добротную и трогательную костюмную мелодраму. Но цензура, заимевшая на него зуб за предыдущий скандальный фильм «Турецкие сладости», который обвинялся в аморальности, и здесь нашла к чему придраться.

P.S. Особняком стоит скандальная сатира Верховена на голливудские нравы. «Шоугелз» (1995) - фильм о том, что чтобы выжить среди подлых людей, надо самому стать подлецом. После успеха «Основного инстинкта» на роли в фильме претендовали Мадонна, Дрю Берримор и, никому еще неизвестная, Шарлиз Терон. Получив разгромные отзывы критиков, семь «Золотых малин» и звание «Худшего фильма 90-х годов», спустя годы «Шоугелз» обрел статус культового. А в России на мнение американских критиков всем, вообще, было глубоко фиолетово и в отечественном видеопрокате фильм моментально стал одним из главных хитов.

Иван Кедров

Ваш отзыв


Отправляя отзыв, я даю согласие на обработку персональных данных.